- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 39RS0001-01-2024-006362-95 |
Дата поступления | 13.08.2024 |
Категория дела | Отношения, связанные с защитой прав потребителей → О защите прав потребителей → - из договоров в сфере: → коммунальных услуг |
Судья | Козлова Ю.В. |
Дата рассмотрения | 05.02.2025 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 13.08.2024 | 14:57 | 13.08.2024 | ||||||
Передача материалов судье | 14.08.2024 | 10:37 | 14.08.2024 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 20.08.2024 | 10:49 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 21.08.2024 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 20.08.2024 | 10:49 | 21.08.2024 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 20.08.2024 | 10:50 | 21.08.2024 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 28.10.2024 | 10:00 | Рассмотрение дела начато с начала | Вступлении в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора | 21.08.2024 | ||||
Предварительное судебное заседание | 25.11.2024 | 14:00 | Назначено судебное заседание | 28.10.2024 | |||||
Судебное заседание | 22.01.2025 | 16:00 | Объявлен перерыв | 25.11.2024 | |||||
Судебное заседание | 05.02.2025 | 15:30 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) | 22.01.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 19.02.2025 | 09:32 | 03.03.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 08.04.2025 | 12:43 | 08.04.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация городского округа «Город Калининград» | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Касаткин Андрей Валерьевич | ||||||||
ОТВЕТЧИК | МП "Калининградтеплосеть" | 3903003375 | 390601001 | 1023901007008 | |||||
ИСТЕЦ | Рягузова Наталья Юрьевна |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Калининградский областной суд | ||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 14.05.2025 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 16:20 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 14.05.2025 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения |
Дело 2-306/2025 (2-5654/2024)
УИД 39RS0001-01-2024-006555-98
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 февраля 2025 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Козловой Ю.В.,
при помощнике Греченюк А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.Н.Ю. к МП «Калининградтеплосеть» о признании действий незаконными, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Р.Н.Ю. обратилась в суд с указанным иском, указав, что является собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году в квартире истца был осуществлен переход на индивидуальную систему отопления, посредством установленного газового оборудования двухконтурного настенного газового котла. Согласно справке МУП «Калининградтеплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, произведен демонтаж радиаторов и реконструкция системы отопления и горячего водоснабжения согласно СНиП. Отопление и горячее водоснабжение производится от газового двухконтурного котла. Технический паспорт спорной квартиры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный филиалом ППК «Роскадастр» по <адрес>, содержит сведения об автономном отоплении квартиры от установленного в ней газового котла. Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «<данные изъяты> подтвердило выполнение работ по установке газового котла с отключением от централизованного источника отопления в полном объеме.
С ДД.ММ.ГГГГ МУП «Калининградтеплосеть» не начисляло плату за отпуск тепловой энергии. Однако с ДД.ММ.ГГГГ ответчик вновь стал выставлять счета истице за потребление тепловой энергии.
В ДД.ММ.ГГГГ году ответчик направил в адрес истицы претензию с требованием погасить задолженность перед «МП «Калининградтеплосеть». На дату формирования претензии за Р.Н.Ю. сформировалась просроченная задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за фактически потребленную тепловую энергию в размере 27 615,96 рублей. Из полученных от ответчика документов следует, что плата начисляется за обогрев квартиры, а не мест общего пользования.
Полагая, что ответчик незаконно начисляет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время плату за тепловую энергию, которая истицей не потреблялась в связи с отсутствием отопительных приборов централизованного отопления в жилом помещении истец просила суд признать действия МП «Калининградтеплосеть» по начислению платы за пользование тепловой энергией в квартире по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, незаконными, взыскать с МП «Калининградтеплосеть» в пользу Р.Н.Ю. в счет компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., а также штраф, предусмотренный ч. 6 ст. 157 ЖК РФ.
В судебном заседании истец Р.Н.Ю., представитель истца по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ К. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям, указав, что радиаторы центрального отопления в квартире демонтированы и в связи с этим услуга по теплоснабжению в жилом помещение фактически не оказывается.
Представитель ответчика МП «Калининградтеплосеть» по доверенности С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, представила письменный отзыв на иск (л.д.68-69).
Выслушав стороны, ознакомившись с материалами гражданского дела, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными статьей 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления.
В силу положений статьи 155 ЖК РФ потребитель коммунальных услуг обязан уплачивать коммунальные услуги в полном объеме ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Неисполнение или неполное исполнение обязательства наступает одиннадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В статье 157 ЖК РФ указывается, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношение между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставляемых коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Судом установлено, что собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ является Р.Н.Ю., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ
МП «Калининградтеплосеть» является поставщиком тепловой энергии в указанный многоквартирный дом, в котором расположены жилые помещения.
МП «Калининградтеплосеть» в адрес Р.Н.Ю. направлены требования об оплате потреблённой тепловой энергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27 615,96 руб., которые остались без исполнения и послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Из материалов дела следует, в ДД.ММ.ГГГГ г. по заказу Р. (<данные изъяты>) была разработана проектная документация, подготовленная ООО «<данные изъяты> указанным проектом предусматривается замена внутридомового газопровода, от места подключения к газовому стояку до газоиспользующих приборов в пределах <адрес>. В кухне квартиры переподключить газовую четырехгорелочную плиту и установить настенный газовых котел фирмы Robert Bosch (л.д.35).
Истцом были получены технические условия на установку высокоорганизованного газового аппарата по <адрес> с использованием газа на цели отопления, горячего водоснабжения с отключением от центрального отопления, № от ДД.ММ.ГГГГ., выданные Федеральным государственным унитарным предприятием по газификации и эксплуатации газового хозяйства «Калининградгазификация», предусматривающие ряд работ и согласований по установке индивидуального газового котла в обследуемой квартире (л.д.40).
Согласно акту о техническом состоянии дымоотводящих систем № от ДД.ММ.ГГГГ., составленного <данные изъяты>», указано, что на период переустройства квартиры дымоходы в границах <адрес> находятся в исправном состоянии (л.д.46).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной МУП «Калининградтеплосеть» следует, что в <адрес> многоквартирного <адрес> в <адрес> произведен демонтаж радиаторов и реконструкция системы отопления и горячего водоснабжения согласно СНиП. Отопление и горячее водоснабжение производится от газового двухконтурного котла (л.д.48).
Истцом в материалы дела представлено заключение специалиста ООО «<данные изъяты>» № № согласно выводам которого система отопления <адрес> - автономная, осуществляется от индивидуального газового котла. В том числе специалистом указано, что теплоснабжение <адрес> осуществляется от индивидуального настенного 2-х контурного газового котла, установленного в помещении №. Газоснабжение от центральной сети, квартира оборудована счетчиком потребления газа. В помещениях установлены настенные биметаллические радиаторы отопления и поло- тенцесушитель (в с/у). Видимых подключений внутриквартирной системы отопления к общедомовой центральной системе отопления не наблюдается. По результатам анализа предоставленной документации следует, что монтаж газового двухконтурного котла в <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> в <адрес>, выполнен на основании разрешительной и проектной документации. В том числе представителем МУП «Калининградтеплосеть» зафиксировано отсутствие признаков централизованной системы отопление в <адрес>. В <адрес>, расположенной на №-м этаже многоквартирного дома, настенные радиаторы закольцованы для циркуляции теплоносителя.
Согласно ответу администрации ГО «Город Калининград» от ДД.ММ.ГГГГ администрацией решения о согласовании переустройства и (перепланировки) помещения не принималось, акт приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки помещения не выдавались.
Указанные обстоятельства при рассмотрении дела стороной истца не оспаривались.
Вопреки доводам истца, оснований для освобождения Р.Н.Ю. от оплаты тепловой энергии по мотиву перевода жилого на автономную систему отопления не имеется.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10.07.2018 № 30-П, многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из п. 6 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
С помощью внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).
По общему правилу отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Согласно ч. 15 ст. 14 Закона «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
В соответствии с п.п. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.
Таким образом, поскольку из материалов дела следует и истцом не оспаривается, что принадлежащее ей жилое помещение входит в состав многоквартирного дома, запрет на переход на иной способ отопления без согласования и внесения изменений в систему теплоснабжения всего дома, а также прекращение отопления распространяется на нее равным образом, как и на иные помещения многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 26 ЖК РФ доказательством осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (ч. 1 ст. 28 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госкомитета России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения (п. 1.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П).
Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено в первую очередь на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (п. 4.2 Постановления № 46-П).
Оспаривая факт поставки в спорное помещение тепловой энергии на нужды отопления, истец должен представить доказательства законности отключения теплопотребляющих установок в помещении.
Между тем такие доказательства Р.Н.Ю. не представлены.
То обстоятельство, что в техническом паспорте помещения, выданном ППК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, вид отопления в жилом помещении указан как «двухконтурный котел», не свидетельствует о законности переустройства, поскольку основания внесения таких данных в паспорт отсутствуют, а доказательства законности перехода от одной системы отопления на другую материалы дела не содержат.
Ссылка Р.Н.Ю. на то, что в жилых помещениях отсутствуют теплопринимающие установки, в связи с чем ей не может начисляться плата за поставленную тепловую энергию, отклоняется судом, поскольку в силу правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 № 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 № 309-ЭС18-21578 самовольный демонтаж системы отопления не влечет освобождения собственника такого помещения от оплаты поставляемой тепловой энергии.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищное законодательство Российской Федерации рассматривает весь многоквартирный дом как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых, и помещений в составе общего имущества, и прочих инженерных сетей жизнеобеспечения жилого дома. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков) системы отопления.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27.04.2021 № 16-П указал, что обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (пп. «е» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, п. 15 приложения № 1 к данным Правилам; пп. «в» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; п.п. 3.1.2, 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то, что многоквартирные дома в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения могут обогреваться различными способами, в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению, подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 39 ЖК РФ), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 № 46-П).
В данном случае в жилом помещении истца произведено самовольное переустройство системы отопления.
С учётом приведённых норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда РФ истец как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, подключённом к централизованным сетям теплоснабжения, обязана нести расходы по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как ее обособленных помещений, так и расположенных в доме помещений общего пользования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что освобождение истца от оплаты коммунальной услуги по отоплению не соответствует нормам действующего законодательства и повлечет необоснованное освобождение Р.Н.Ю. от исполнения обязанности по оплате указанной услуги за ее потребление.
Доводы истца о демонтаже радиаторов центрального отопления и в связи с этим о том, что услуга по теплоснабжению в жилом помещение фактически не оказывается, суд исходит из того, что факт демонтажа радиаторов не свидетельствует о прекращении теплоснабжения жилого помещения, учитывая технологические особенности поставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), поскольку спорное помещение не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливаются не только жилые и нежилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома.
Таким образом, тот факт, что в помещении были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение данного помещения прекратилось.
Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 № 823-ст).
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании изложенных выше норм права, суд не находит оснований для освобождения истца от оплаты услуг за фактически потребленную тепловую энергию, в связи с чем в удовлетворении исковых требований необходимо отказать в полном объеме. Не подлежат удовлетворению и производные требования о возмещении компенсации морального вреда, а также штрафа.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Р.Н.Ю. (паспорт № №) к МП «Калининградтеплосеть» о признании действий незаконными, взыскании штрафа, компенсации морального вреда- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Козлова
Мотивированно решение суда изготовлено 19 февраля 2025 года.
Судья Ю.В. Козлова
